Для того, чтобы реальнее представить нынешний уровень контейнеризации внешней торговли в странах Черноморья, а ее большая часть проходит через морские торговые порты, попробуем прикинуть, какое количество переработанных груженых контейнеров в портах (без трансшипмента) приходится на 1000 жителей той или иной страны.
На первом месте по числу груженых контейнеров, переработанных в портах страны, на 1000 человек населения — Грузия (29,3 TEU). Но дело в том, что 65—70 % этих контейнеров не относится к грузинской внешней торговле — это транзит, прежде всего армянский и азербайджанский. Так что реально груженых контейнеров с собственно внешнеторговыми грузинскими грузами на 1000 жителей страны придется лишь 9—10 TEU, практически как в Украине. При этом порядка 85 % груженых контейнеров, идущих через Грузию, — это импорт. Грузинская внешняя и в целом вся торговля значительно перекошена в сторону преобладания импортных товаропотоков. Страна давно живет в долг, не говоря уже о солидной безвозмездной помощи со стороны США и стран Евросоюза.
Примерно на одном уровне находится показатель числа перерабатываемых груженых контейнеров в портах на 1000 человек населения для России, Болгарии и Румынии. Россия чуть впереди — 17,15 TEU. Но дело в том, что в Болгарии и Румынии больший процент контейнеризированной внешней торговли, чем в России, проходит по сухопутным переходам — прежде всего на (из) страны Евросоюза и другие. Поэтому реально контейнеризация внешней торговли там выше, чем в России.
Что же касается Украины, то нынешний (мы рассматриваем данные за 2010 год) низкий уровень контейнеризации внешней торговли (9,9 TEU переработанных груженых контейнеров в портах на 1000 человек населения) в значительной степени является отражением общего экономического кризиса, из которого страна еще не выбралась. Напомним, что в пиковом для контейнерных перевозок 2008 году, когда в стране наблюдался потребительский бум, стимулируемый низкими ставками по кредитам, в украинских морских портах переработали груженых контейнеров на уровне 830 тысяч TEU. То есть при таком же примерно составе населения на 1000 жителей Украины приходилось тогда вдвое больше — порядка 18 TEU. По прогнозам экспертов, этот уровень может быть достигнут не ранее 2014 года.
Напомним также, что падение контейнерооборота в Украине в 2009 году было самым значительным среди всех стран Черного моря (–58,59 %), в то время, как в Румынии падение было всего 21,47 %, а в Болгарии — 31,76 %.
Интересно посмотреть на показатель переработки груженых контейнеров в морских портах на 1000 жителей страны в какой-нибудь развитой стране. Вот тут мы в полной мере сможем ощутить, насколько контейнеризация нашей внешней торговли отстает от европейского уровня. В Германии, например, такой показатель будет превышать 140 TEU на 1000 человек, то есть во много раз выше, чем в черноморских странах.
Важнейшая причина отставания Украины — сырьевой характер нашей промышленности. Важнейшие экспортные грузы Украины — металл, руда, зерно и прочие — ограниченно поддаются контейнеризации. Более двух третей всех груженых контейнеров, проходящих через наши порты, — это импорт и менее трети — экспорт. Отсюда возникает обременительная потребность для судоходных линий постоянно эвакуировать из Украины значительное число порожних контейнеров — до 60 % в 2010 году.
Дисбаланс в импорте и экспорте приводит к завышенным ставкам фрахта из-за необходимости репозиционирования порожняка.
В то же время в Украине есть определенные резервы для повышения уровня контейнеризации. За первые полгода 2011-го уровень контейнеризации экспорта, по данным компании «Информалл», составил 27 %. То есть из всей номенклатуры украинского экспорта, который теоретически может быть погружен в контейнеры, только 27 % действительно отправляется. В том числе и такие сырьевые грузы, как лес, зерновые, металл, ЖРК и т.п.
Этот уровень контейнеризации может снижаться, в то время как количество TEU на 1000 человек может расти. Подобная ситуация возможна, если темпы роста экспорта в контейнерах будут меньше темпов роста экспорта в целом.
Дело в том, что в отношении сырьевых грузов контейнерные перевозки все время конкурируют с балкерными перевозками, в первую очередь по цене. Несомненным преимуществом контейнерных отправок является возможность перевозить малые партии груза в те страны, куда целый теплоход отправлять не имеет смысла. В то же время контейнерный сервис на эти страны предоставляет возможность отправки от 20 тонн груза (1 контейнер).
Вместе с тем, возможны и значительные отправки тех же зерновых в контейнерах в направлениях, где возникают низкие ставки фрахта. Например, в направлении Юго-Восточной Азии и Китая, куда приходится судоходным линиям перебрасывать значительные объемы порожняка. Кстати, до введения фактического запрета на экспорт зерновых в 2010 году до 70 % груженых экспортных контейнеров Украины были с зерновыми.
В перевозках импорта ситуация иная. Уровень контейнеризации украинского импорта составил 68 % в первом полугодии 2011 года. То есть из грузов, которые целесообразно перевозить морем в контейнерах, было перевезено 68 % от максимально возможного объема. И потенциал повышения этого показателя не представляется большим.
В целом же можно прогнозировать, что в 2012 году в Украине общий контейнерооборот может достичь 815 тыс. TEU, а показатель TEU на 1000 человек населения превысит 13 единиц. В Румынии этот показатель в 2012 году, по нашим прогнозам, может достичь 21,5 TEU на 1000 человек, а в Болгарии 17,4 TEU.
Автор: К. Ильницкий
Источник: http://pravda.tis.ua/pravda/?p=8743